Росавиация может лишить лицензии около 5 000 пилотов
Кризис в сфере обучения пилотов в России, развивающейся на поле усиления оттока кадров за границу, может обостриться. Росавиация решила признать недействительными программе подготовки коммерческих пилотов в рамках посредственного и дополнительного профессионального образования, действовавшие на 2006-2016 годы. Мероприятие коснется выпускников частных и государственных училищ, а показаний могут утерять около 5 000 действующих пилотов, пишет Коммерсантъ.
Росавиация отменила свое распоряжение от 2006 года, утверждавшее программы подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях РФ, вытекает из телеграммы ведомства в адрес Челябинского летного училища гражданской авиации (ЧЛУГА). Таким образом, программы подготовки коммерческих пилотов в рамках посредственного и дополнительного профессионального образования, утвержденные до 1 января 2016 года, аннулируются. В Росавиации «Ъ» не ответили.
О конфликте в авиационном образовании стало известно в мае. Пилоты и иные работники отрасли обратились в ICAO, требуя «прекратить беспредел со стороны Росавиации относительно авиационных специалистов и учебных центров». По мнению протестующих, ведомство «зачастую не объясняя вин или по-разному трактуя законы», аннулировало свидетельства сотен авиаспециалистов. Пилоты считали, что Росавиация проводит карательную политику», пытаясь прикрыть собственные недочеты после завершения расследования крушения самолета Boeing 737 в Казани в 2013 году. Тогда Межгосударственный авиационный комитет выяснил, что основной причиной трагедии стала неподготовленность экипажа и неправомерная сертификация командира воздушного корабли.
Новая инициатива Росавиации, считают источники «Ъ», может лишить свидетельств около 5 тыс. действующих пилотов выпускников частных и государственных училищ, среди каких Красный Кут, Бугуруслан, Сасово (их телефоны вечером 22 августа не отвечали).
Сейчас в РФ работают две схемы подготовки пилотов: начальная в пределах посредственного или высшего образования по федеральному госстандарту и дополнительная профессиональная переподготовка специалистов с техническим средним или высшим образованием. Начальную подготовку в основном осуществляют шесть государственных заведений: вузы в Петербурге и Ульяновске (программы длительностью пять лет) и четыре училища (два года десять месяцев). Стоимость обучения одного пилота составляет 2-3 млн руб. (бюджетных или собственных средств) за весь этап, включая летный модуль в 150 часов. По окончании выдается свидетельство коммерческого пилота. Частные училища основном занимаются профессиональной переподготовкой, но могут и обучать пилотов с нуля.
В 2016 году в летные учебные заведения Росавиации устроились 805 человек (325 в вузы, 480 училища), а выпуск составил 735 человек, из которых 314 закончили вузы, а 421 училища. В 2005 году число устроившихся составило 215 человек, а пик пришелся на 2013 год, когда в вузах было принято 940 студентов.
В целом отзыв лицензий у пилотов нормальная практика. За несколько лет было аннулировано возле 400 документов. Однако с лета 2016 года порядок отзыва вызывает вопросы у участников рынка, и наиболее ярким примером сделалось развитие ситуации вокруг ЧЛУГА (создано в 2008 году на базе «Челавиа»). До августа 2016 года Росавиация не находила нарушений в труду учебного центра в Челябинске, выдавая его выпускникам пилотские свидетельства. Но после того как в августе закончился срок действия сертификата ЧЛУГА на переподготовку, Росавиация отказалась его продолжать. Как повествуют в ЧЛУГА, ведомство пыталось полностью остановить его учебные программы, в том числе путем обращений в Уральскую транспортную прокуратуру, Ространснадзор, Рособрнадзор, до ректора ЮУрГУ (ЧЛУГА партнер вуза). Но в рамках посредственного профессионального и дополнительного профессионального образования людей, которые не имеют летной подготовки, можно учить на основании лицензии министерства образования Челябинской районы. По окончании обучения выдается диплом и присваивается квалификация. Но свидетельство авиационного специалиста выдает Росавиация по итогам тестов, и много выпускников получить его не могут.
Борис Рыболов из Infomost считает, что события последних месяцев в сфере российского авиационного образования ведут к сокращению базы летчиков в стране, что будет владеть крайне негативные последствия для отрасли». Профессия пилота, объясняет эксперт, станет еще более дефицитной, стоимость труда возрастет, а отток специалистов за рубеж ускорится.
Советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский заявил в интервью газете Известия, что информация издания «Коммерсант» о том, что возле 5 тыс. пилотов в России могут лишиться лицензий, не соответствует действительности.
«Это абсолютно не соответствует действительности. Перепутал «Коммерсант» все. Позже мы дадим расширенный комментарий», заявил Извольский.
В апреле Росавиация аннулировала подтверждения свыше 400 пилотов Это стало причиной петиции российских летчиков в Международную организацию гражданской авиации. В письме сообщалось о возможном увольнении еще тысячи пилотов в краю. В ведомстве масштабы возможного кризиса персонала отрицают.